После массовой гибели домов и целых поселений в огне не вполне понятно откуда взявшегося природного катаклизма, президент Медведев, видимо подсчитав убытки государства, принявшего на себя беспретендентные по последим временам меры по быстрейшему восстановлению жилья утраченного гражданами, обратил свой креативный взор в область принудительного страхования. Доколе - вопросил президент - государство будет нести огромные неплановые издержки, в цивилизованном мире- вспомнил он - все вплетены в систему страхования. И поручил через, кажется 2 недели представить проект закона об обязательном страховании жилья граждан от пожара. Недельки через опять таки 2 в средствах массовой информации это уже зазвучало с уточнениями. Закон - к ноябрю, и коснется он домов сельских. Часть населения вздохнуло с облегчением.
Но тем, кому повезло жить в деревне, похоже, придется готовиться еще к одному варианту ОСАГО, только противопожарному. Давайте попытаемся заранее представить себе, легче или труднее станет от этого людям. Перво-наперво людям придется теперь платить ежегодные взносы, которых они раньше не платили. Платить будет кто? Если не считать нуворишей, выстроивших дорогие котеджи в живописных престижных уголках нашей Родины, вроде Истры, или Волжских Далей, на девяносто процентов это будут либо те, кого мы называем сельхоз производителями, большая часть которых итак сводит еле-еле концы с концами от урожая до урожая, либо брошенные в умирающих деревнях пожилые люди с пенсией в пять-шесть тысяч рублей, либо на худой конец рядовые дачники, уперто тянущие свои "фазенды" с советских времен, и далеко не всегда попадающие в категорию потихоньку сокращающегося у нас среднего класса. Платить будут кому? Судя по тому, что государство, стонущее от дефицита бюджета, просто с мистическим упорством не хочет пополнять этот самый бюджет с помощью такого легкого, практически виртуального бизнеса, не связанного с колоссальным техническим оснащением ГЭС типа Саяно-Шушенской, или шахт семисотметровой глубины типа Распадской, бизнеса, где в среднем по России сбор средств превосходит выплаты, согласно публикуемы в прессе изредка данным, в 2.5-4 раза, так вот платить свои трудовые эти люди будут похоже именно жирующим на200-400 процентной рентабельности частным компаниям. Платить будут сколько? Тот кто добровольно связывался с страхованием имущества, знает: дабы обеспечить себе эту самую сверхрентабельность страховщики не только под любым предлогом зажимают выплаты, а когда это совсем невозможно превращают их в бесконечную волокиту, но и устанавливают ежегодный взнос уж никак не ниже 2-3% заявленной стоимости. Значит, чтобы случись-что получить компенсацию в 2миллиона р., выделяемую сегодня государством, надо ежегодно платить по сорок тысяч рублей взноса. Т.е. бабушке в заброшенной деревне надо отложить на эти цели 8 месячных пенсий в год, а крестьянину пожертвовать двумя тоннами горючего, необходимого для сева и уборки.
Вот такая получается модернизация и инновация. Конечно обязательные взносы могут оказаться и гораздо меньше, как в ОСАГО -2-4т.р., но и выплаты по ним близко не покроют полного ущерба. На 150-200 т.р. по сегодняшней жизни и большой сарай то не восстановишь, не то что дом. А у государства появится формальный повод примерно со словами "А пальчики то - вот они"отойти в сторону. И не надо лукавить по поводу деревенской дешевизны. Деревенский же не имеет права пойти, окрестный лес спилить и на своей пилораме, даже если она у него есть, стволы на доски и брусья распустить. Ему придется все материалы на городской базе по городским ценам закупать, а за доставку на свой хутор он заплатит в разы больше, чем при строительстве в городе. Но есть еще один самый главный подводный камень. Кого и как оперативно защитит обязательное страхование домов? Кто читал страховые договоры, знает, что в них есть хитрый пунктик. Страховым случаем не считаются форс-мажорные обстоятельства. Т.е. ущерб от военных действий, массовых беспорядков, стихийных бедствий и.т.д. Оно самое - стихийное бедствие и случилось этим летом. Ну, если все-таки не докажут, что это результат воздействия электронного климатического оружия НАТО (системы HAARP, расположенные на Аляске, в Норвегии и Гренландии, аккурат берущие в облучаемый треугольничек ионосферу приполярной части северного полушария), в связи с усилившейся в последнее время борьбой Российских санитарных служб с импортом продуктов( по большей части из США). Здесь кстати есть серьезные косвенные улики. Чего только стоит весеннее предупрежение НАСА о повышении в Восточной Европе летней температуры на этот год. Это при том что в мире метеопрогнозы никто больше чем на семь дней делать не умеет. Кстати, как сообщил нам в сентябре телеканал Россиия-24 в программе вести экономики, в 3-м квартале импорт в Россию вырос на 60%. Удивительно резко и оперативно. И это мы обсудим в отдельной статье.
Увы и в таком навороте происшедшее окажется форс-мажором и нестраховым случаем. Заставить страховщиков убрать пункт о форс-мажоре врядли удастся они будут либо просто уклоняться от такого страхования, либо по проторенной дорожке пойдут опять-таки в Кремль за дополнительными деньгами. Придется расхлебывать все равно государству, либо теперь уже брошенным людям. Отдельный вопрос - скорость оказания помощи. Сейчас люди сгорели в августе, а если верить новостным выпускам к первому ноября въедут уже в тысячи современных домов. Кто-то может себе представить, что также сработают наши Российские страховые компании? Впрочем, вопрос скорости все же разрешаем. Если по закону договора будут заключаться не двусторонние, а трех стронние. Где одна сторона хозяин дома, вторая - страховщих, а третья государство. И в случае форс-мажора, как и в этот раз всю оперативную помощь окажет государство, а уже затем страховщики будут расплачиваться с государством. Вот с размером выплат сложнее. Но с другой стороны, когда мы платим государству налоги, разве не превращаем мы его тем самым в тотальную страховую компанию. Страхующую от того, что на нас нападут на улице, от того что наши дети останутся безграмотными, от того, что когда мы серьезно заболеем, окажемся без адекватной медицинской помощи, гарантирующую, что нам помогут и при прочих бедствиях, в старости наконец. Раз государство собирает налоги, то разве имеет право оно говорить нам меньше надейтесь на государство. И зачем нам платить кому-то еще. Ведь не за тем же мы платим государству, чтобы, милиционер без повода приставал на улице с какими-то, нам не нужными регистрациями, чиновник создавал сотни препонов при оформлении документов на тот самый жилой дом, чтобы для переоформления назначения уже находящегося у нас в собственности земельного участка мы тратили сотни рабочих человекочасов более чем в десятке инстанций, в среднем затрачивая на это порядка года, а отправляя сына в армию, переживали,что по сути сажаем его в зону на целый год и не знаем , чем это закончится. Во всем мире страхование - очень прибыльный бизнес и только в руках российского чиновничьего сообщества ( намеренно не хочу говорить государства) по сути этот же бизнес оборачивается дефицитом бюджета, едва ли не осязаемым скрежетом неспособной эфективно созидать чиновничей машины и чем-то напоминающие Брежневские времена, вот уже многолетние речи с экранов телевизоров о необходимости диверсификации российкой экономики, модернизации и инновациях. ( Такое впечатление те, кто об этом столько говорит не сильно себе представляют все в конкретике, а то бы и говорили конкретно, как делать).
В общем мне представляется, что нашему государству надо в первую очередь научиться быть именно эффективным тотальным страховщиком всей России, иначе зачем оно вообще. А то стыдно сказать, но советское государство, в которое сегодня не плюет разве что ленивый, и к нему действительно остаются серьезные вопросы, так вот оно с этой задачей справлялось на порядок лучше. Новому Российскому государству пора не на словах, а на деле начать понимать, что существует оно только за счет граждан, а значит и защищать граждан оно должно от всех невзгод, кроме тех в которых тот или иной гражданин виноват лично. А мы должны забыть слова"моя хата с краю" и помочь государству с этим осмыслением. А то дело это трудное, тут вековые привычки ломать надо, без серьезного стимула, этакого непреклонного подталкивания врядли что изменится. В конце концов Путин с Медведевым их же всего двое. И то один юрист, другой спецслужбист. Школа конечно неплохая, но тот кто на сложном индустриальном производстве к каждому тридцать первому числу план на гора во что бы то ни стало не выдавал, вряд ли со всей этой пусть и собственной вертикалью власти справится. По крайней мере пока успехов в этом направлении не видно. А там прощай и модернизация, и диверсификация, и большая двадцатка. Здравствуй роль сырьевого придатка, китайское засилье, а то и кормежка чужой армии. Впрочем последнее - тема отдельной статьи. Читайте, спорьте, высказывайте свои мысли.
26.09.2010. Алексей Кононов. Заслуженный тренер России. МСМК. Чемпион Европы 1997г.
|