(Продолжение цикла заметок на тему «Аномальная экология». Доработано и дополнено специально для сайта Sarаtоvgreen.ru)
Аномальная этнография
Замечательная особенность историко-экологических водных походов по населенной местности – частое общение с населением. Кавалькада плывущих по реке байдарок, да ещё разукрашенных всяческими флагами, неизменно вызывает вопросы «царя Салтана», типа: «Чем вы гости торг ведёте, и куда теперь плывёте?». Тем самым сам собой возникает повод для экологических разговоров («продажи» экологической информации), неизменно переходящих на темы власти и политики («покупку» у населения информации об истории края).
Да и как иначе, если такие далёкие, казалось бы, и по расстоянию, и по времени события, как войны в Чечне и общая нестабильность на Кавказе оказывают прямое влияние на безопасность участников походов в исконно российской деревенской глубинке? Так, к примеру, во время одной из экспедиций по речке, впадающей в Волгу, байдарки были обстреляны камнями из-за кустов. Обстрел сопровождался неведомым раньше в этих краях воинственным кличем «Аллах акбар!», а на берегу, куда экспедиция вскоре после обстрела причалила на ночёвку, местные жители, расположившиеся на пляже, предупредили участников, что у них могут быть неприятности, поскольку ближайшее село ныне заселено в основном переселенцами из Чечни. Тут даже не будучи ксенофобом, и предполагая известную долю преувеличения в предостережениях местного населения, после обстрела камнями, всё же предпримешь некоторые меры безопасности при установке лагеря. Парадокс, но рядом расположенное село - на другом берегу реки – родина комиссара Клочкова, того самого, кто, согласно известной исторической версии, в числе 28 панфиловцев встал на пути немецкой танковой колонны, рвущейся на Москву. И в селе установлен бюст героя. Увы, это обстоятельство лишь усиливает горечь от мерзопакостных признаков этнонациональной напряжённости. Для того же, кто помнит историческую фразу Клочкова: «Отступать некуда - позади Москва!», его слова в данной местности приобретают совершенно конкретный, этнически ориентированный смысл.Вот и возникают разговоры с местным населением о безделье, тупости и беспомощности местной и областной власти в национальной и миграционной политике. Отголоски истории К счастью, на Медведице, которая вскоре после Белого Озера входит в пределы Волгоградской области, таких разговоров и инцидентов не происходило. В отличие от саратовщины, где на традиционную этнографическую картину уже густо наложились мазки великого кавказского наплыва, в памяти населения северной части волгоградской области, даже при наличии того же кавказского нюанса, сохраняется заметный немецкий след. Этот исторический пласт открывается не сразу. Но после пересечения экспедицией границы Жирновского района Волгоградской области – территории, исторически обжитой немецкими колониями, это бросилось в глаза. Так, рыбаки, обосновавшиеся на берегу рядом с иномаркой, на вопрос - откуда они, ответили: «Из Франка». На удивлённое же: «Откуда, откуда?», - уточнили: «Ну, из Медведицы».За таким диалогом стоит мощный пласт почти двухвековой истории создания немецких колоний в Поволжье, и драма августа 1941 года – ликвидация Автономной Республики немцев Поволжья с и разделом её территории на две части. Одна из них вошла в состав Саратовской области, другая – Сталинградской. «Вы «ЕЁ» так и называете, - Франк?». «А как же ещё, если здесь мы родились и выросли?» - вопросом на вопрос отметили рыбаки. А ведь по возрасту они – дети послевоенные, и, возможно, даже не немецкой национальности. Но для них их городок – Франк. А Медведица – только река, а никак ни название городка. К тому же поселений, названием созвучных названию рек, в этих краях полно. Есть посёлок Медведицкий, есть и железнодорожная станция Медведицкая. Ну, и как же, в очередной раз не заговорить о власти, о её бездумном подходе к этнографическим и топографическим проблемам? До октября 1941 года посёлок Медведица был центром Франкского кантона – округа Немецкой Автономной республики. За одну неделю сентября он обезлюдел на 32 000 человек. Население кантона, в основном – российские немцы, 12 эшелонами было вывезены в Сибирь. Так же, как и соседних – Бальцеровского, Карамышского и других кантонов. Названия населённых пунктов после раздела территории Республики НП специальным указом Верховного Совета были изменены. А вместо депортированного немецкого населения размещены беженцы и эвакуированные из Орловской и Курской областей, Донбасса, а в дальнейшем – и из других прифронтовых территорий.Впрочем, все вновь прибывшие беженцы не заполнили и на половину обезлюдевшие сёла и посёлки. Любопытно, что состояние новых переселенцев сказалось в дальнейшем на отношении к проблеме возвращения немцев на свои исконные земли. В 1993 году, когда вопрос горячо обсуждался на всех уровнях – от населения до правительства РФ и президента Ельцина, социологами ПАГС (тогда - ПКЦ) было проведено обстоятельное исследование настроения жителей территории бывшей немецкой автономии. Саратовских исследователей удивило поразительное отличие мнений населения районов бывшей автономии, расположенных в Волгоградской области и соседних районов Саратовской области. В Волгоградской области большая часть населения положительно относилась как к возможности возвращения российских немцев на прежнее местожительство, так и к возможности выезда немцев в Германии. Объяснить это можно было высоким уровнем толерантности населения и уважением к возможному выбору немцев. Мнение саратовцев отличалось коренным образом. Они в большинстве своём были против возвращения немцев в родные места, но при этом также…были против и отъезда их в Германию. Объяснить этот абсурд, эту абсолютную мыслительную аномалию можно было только как коллективную шизофрению, ведущую к далеко идущим неблагоприятным последствиям. Объяснить рационально тогда эти различия не смогли, или не захотели, благоприятствующих условий для возвращения российских немцев создано не было, в результате почти все российские немцы покинули Россию и уехали в Германию. Россия потеряла очень добротных работников, а Германия приобрела головную боль, связанную с адаптацией переселенцев, многие из которых даже не знали немецкого языка, не говоря уж о том, что русская культура им была более близка, чем культура новой Германии.
Как аукнется… Образно говоря, российское население и российская власть поступили по принципу непослушного внучка: «на зло бабушке уши отморозю». Что касается «бабушки», то она зловредное действие пережила, а вот «российским ушам» до сих пор те события откликаются. Поиски аномальных явлений на местности, предшествующих Медведицкой гряде – и немецкие колонии – что тут общего? Как ни удивительно, но многие легенды, рассказывающие о загадках и тайнах Медведицкой гряды, связаны (и до сих пор местным населением связываются) с проживанием на этих территориях немецкого населения, и не только периода немецкой автономии, а с более отдалёнными от нас временами. В этих рассказах и «свидетельствах» много домыслов, но легенды и мифы весьма живучи, и многими здесь воспринимаются как реальная история. Настоящая же аномалия этих мест связана не с природными явлениями, а с разорением огромных просторов – земельных и лесных угодий после уничтожения Автономной Республики немцев Поволжья. От этой аномалии территория и до сих пор не оправилась, хотя аномалия таковой и не воспринимается, - она перешла в разряд обычной житейской истории времён сталинских репрессий. Обернись дело иначе, как знать, может, не оставались бы сейчас в запустении ни сёла, ни лютеранские и православные церкви в них, разбросанные вперемешку на территории бывшей автономии. О том, как круто судьба обошлась с населением этих мест, не посчитавшись ни с национальностью, ни с вероисповеданием, вопиют два близко расположенных села: Гречихино (оно же – Вальтер, а так же - Гречиная Лука) с некогда немецким населением, и Бахметьевка, исконно русское село, поместье композитора Николая Бахметьева - иногда пишут – Бахметев (1807 – 1891 гг.).
Того, кто написал известные каждому русскому строки: «Однозвучно гремит колокольчик…». Тут жил и его родственник – Павел Александрович Бахметев - ученик Николая Чернышевского, прототип Рахметова в романе «Что делать?», и известный многими экзотическими, можно сказать, аномальными начинаниями. Так, в 1857 году он передал все свои деньги (20 тысяч франков) Герцену для ведения революционной пропаганды в России, сам же уехал на остров Мадагаскар с целью основать коммунистическую колонию (ну, не аномалия ли?), и там его следы окончательно потерялись. В Гречихино, где некогда жило, по словам местных жителей, 2000 человек, сейчас имеется всего две короткие улицы – Нижняя, да Верхняя с двумя десятками домов. Всех жителей сейчас несколько десятков человек, а старая, но хорошо сохранившаяся лютеранская церковь используется как хранилище зерна.
Рядом же расположенное добротное хранилище, некогда двухэтажное, со специальным внешним подъёмником грузов на второй этаж, также немецкой постройки, пустует и разрушается. Колоритный штрих: окна в церкви-зерноскладе забраны решётками, роль которых выполняют бороны, закреплённые зубьями наружу. И это не аномалия?
|
Если вместо церкви зернохранилище, а вместо стёкол в окнах -кирпич или борона зубьями наружу, то и дерево рядом закрутится винтом и засохнет...
|
Вряд ли немецкому педантичному уму подобное пришло бы в голову. Это аномалия особого рода – этнографическая. Население, которое состоит преимущественно из беженцев военной поры, не привязанное к этой земле вековой укоренённостью, до сих пор, видимо, чувствует себя временщиками. При такой «аномальной этнографии», открытие и начало добычи нефти в этих местах катастрофически отразилось и на экологии. Контрасты между активным вторжением человека в недра этих мест (нефтяные качалки по берегам Медведицы, перекачивающие станции на берегах, боны заграждения от разливов нефти на реке) и отсутствием элементарных цивилизационных признаков в селах, окружённых техногенной паутиной, во время экспедиции казались наиболее аномальными явлениями. Бахметьевка – заметно больше Гречихино. И в ней, как и в Гречихино, главной доминантой села является издалека видимый остов, на сей раз православный церкви, стоящий на окраине села молчаливым укором «прогрессивному» человечеству. Железная табличка на стене церкви с от руки написанным и не очень грамотным «посланием потомкам» гласит, что церковь начата строительством в 1804 году, первая служба в ней проведена в 1815 году, а закончена в 1931 году. Знающий слегка историю, непременно вспомнит, что именно в этом году начался жесточайший голод в Поволжье, вызванный сначала засухой, а затем усугубленный, спровоцированный аграрной политикой коммунистической партии.
Похоже, что с тех самых пор, село, откуда вышел один из самых известных революционеров и прототип литературного героя, передряги не обходят стороной. В момент посещения села экспедицией оно было отключено от электричества со всеми вытекающими из этого обстоятельства последствиями. Не было воды в водопроводе, были закрыты магазины из-за не работающих холодильников, бессмысленно таращились в небо спутниковые антенны, недвижимо стояла пилорама у ограды церкви. Бахметьевка была погружена в тот же мрак, который господствовал здесь почти век назад, и о чем свидетельствует текст таблички. Неподалёку от церкви, рядом с дорогой расположено кладбище. А саму дорогой перекрыла арка с пожеланием: «Счастливого пути!». После всего увиденного контраст кладбища и пожелания уже не казался слишком выразительной аномалией. Да и река Медведица у села поразила контрастом. На берегу рядом с селом расположился настоящий «цаплеград». Такого множества цапель с потомством, величаво расположившимся на прибрежных деревьях, больше не встречалось не только на всём пути от Атаевки до Жирновска, но и ни на каких других реках области. Зато чуть ниже села, рядом с нефтеперекачивающей станцией, река была перегорожена бонами для сбора возможного разлива нефти. Далее такие боны с узким проходом у берега для лодок становятся непременным атрибутом реки.
И иных аномалий на всём пути до Жирновска на реке Медведице встретить экспедиции не довелось. Но всё-таки, примерно через месяц после завершения экспедиции, 22 августа, многие жители Жирновска стали свидетелями действительно аномального явления - полёта над городом неопознанного объекта, изменяющего в полёте свою геометрию и даже разделившегося на части во время пролёта над городом. И это явление наиболее впечатлительные жители, среди которых есть и закоренелые уфологи - то-есть, поисковики НЛО и АЯ, сочли знаками таинственных прорицательных сил, указывающих на предстоящую техногенную катастрофу, вызванную пролегающими в этих местах нефте- и газопроводами. Скажете: это и есть подлинная психическая аномалия, порождающая и другие легенды Медведицкой гряды? Поживём – увидим. В Жирновске же, где экспедиция завершила поиски «зелёных человечков» по берегам Медведицы, стало ясно, что следующим шагом должна стать поездка на саму Медведицкую гряду, слывущую самой загадочной зоной России и холмы которой проглядывались из Жирновска. Продолжение: О Медведицкой гряде |