Эта статья, написанная на материале экспедиций «Союза
юных экологов Саратовской области», начинает цикл публикаций "РЕКИ И ЛЮДИ" о
путешествиях на байдарках по реке Хопёр - от его верховьев и до города Балашова
(переработано для сайта saratovgreen.ru)
Юрий
ЧЕРНЫШОВ
С чего
начинается Родина…
Сердоба
кажется очень отдалённой от Саратова рекой, даже не саратовской, а пензенской.
Однако для экологических историко-культурных (эколого-краеведческих)
экспедиций, ежегодно организуемых «Союзом юных экологов Саратовской области»,
река представляет большой интерес. Географически местность, прилегающая к
Сердобе — это территория Земли Саратовской, отошедшая к Пензенской области лишь
при перекройке границ территорий в 1936 году. Своеобразный мониторинг, который
проводит «Союз…», позволяет отслеживать не только изменения экологические, но и
историко-культурные, и социальные. Без этого трудно понять, что происходит в
Отечестве.
Кто
видел, как течёт эта река? Никто! Не утверждаю, что этот парадокс относится ко
всем рекам, но что касается Сердобы, то
сказанное, - правда. Можно плыть целый день от моста у города Сердобска и почти
до впадения Сердобы в Хопёр - до села Куракино (а это 30 километров), встречать
великолепные стоянки по берегам, но не заметить течения. Зато чем ближе к
Куракино, тем более мутной становится вода, тем больше заросших камышом
берегов, тем шире раздвигаются берега и тем меньше хочется окунаться в воду
непонятно чего - реки ли ещё или уже почти болота. Причиной всему - плотина в
селе Куракино, остановившая течение, поднявшая уровень реки и сделавшая её
мусоросборником.
Экологически
бассейн Сердобы - главный собиратель отходов деятельности человека в верховье
бассейна Хопра, куда Сердоба впадает. А это уже прямо касается интересов
Саратовской области - шести её районов, по территориям которых протекает Хопёр
в среднем течении. И, наконец, исторически Сердоба один из центров колонизации
Среднего Поволжья и Саратовского края, давшая место выдающемуся образцу
усадебного зодчества, связанного со знатнейшим дворянским родом России, -
дворцу князя Александра Борисовича Куракина. Дворцу, задававшему, как
утверждают историки, тон жизни дворянства всего Нижнего Поволжья. На высоком
берегу Сердобы, князем, за богатство и любовь к роскоши прозванного «бриллиантовым»,
был построен величественный дворец с прилегающим овальным двором, образованным
гостевыми и хозяйственными строениями - курдонером - и огромным парком при
дворце. Имеется версия, будто дворец строил Кваренги или кто-то из его
учеников. В селе же, расположенном ниже и по течению, и по уровню, - большая
церковь Александра Невского. И дворец, и церковь, за два с лишним века обросли
легендами и преданиями. Сегодня они лежат в руинах. Каждое строение - кирпичный
остов с провалами окон, которые, тем не
менее, производят столь сильное впечатление, что вполне могли бы стать
объектами туризма. Как, впрочем, и другие сохранившиеся по берегам Сердобы
церкви перед Куракино - в Карповке и Александрово-Ростовке. Строго говоря,
здесь и начинается Земля Саратовская. Здесь же начинался её и упадок, и распад.
Упадок
наступил не сразу. В полном описании России 1901 года отмечается, что после
окончания усадебного века, в начале века XX, усадьба превратилась в подобие частного музея,
посетители которого «могли осматривать замок, где жил Павловский вельможа и где
хранились фамильные портреты и архив с ценными в историческом отношении
бумагами». Да и не только портреты и архив составляли ценности дворца. В 1919
году, официальный орган Художественной секции народного комиссариата по
просвещению «Художественная жизнь» писал, что когда «из ряда усадеб, для охраны
от гибели, требовался вывоз предметов», то «наибольшее количество вывезенных в
Москву художественных ценностей» в ряду десятка усадеб дало и Куракино. Смешно,
но до сих пор въезд в одно из сельских хозяйств, расположенного на территории
имения, украшает табличка «Куракинский сельсовет». Видел бы это «бриллиантовый»
князь Куракин — занимавший высшие государственные посты России и друг
императора Павла I – за сердце схватился бы! Впрочем, сегодня у него было бы
немало и других поводов получить инфаркт, глядя на некогда процветающее
поместье. Интересно, осознал бы князь, что он же в определённой (и не в малой)
степени и заложил причину той разрухи, что можно видеть сегодня. Заложил, как
водится, изначально в головах, задав тон и направление определённому образу
жизни.
Начать
хотя бы с того, что дворец вознёсся над всей округой - уже за десяток
километров виден его фасад, обращённый к реке. Приходская же церковь, имевшая
богатую утварь, - тоже - творение из легендарных, - расположена внизу, в селе,
ближе, так сказать к народу (для себя князь имел во дворце домовую церковь). В
практическом смысле это может и оправдано, но как-то очень вызывающе высится и
над ней, и над окружающим пространством дворец с его светскими утехами, далеко
не всегда богоугодными. Возможно, это и стало причиной того, что десять лет
добивался князь разрешения на строительство церкви. За образец же взял князь
церковь в Куракино-Преображенском имении Орловской губернии, увеличив главный
зал в диаметре на сажень. Строить же пригласил выпускника 1785 года
Петербургской Академии художеств зодчего
Никифора Алексеевича Телегина. Отголоски стиля, построенной в 1792 церкви, видны
даже в церкви Спаса-Преображения, построенной четырьмя годами позже в другой
замечательной усадьбе - Зубрилове, расположенной ниже по Хопру, - в имении рода
Голицыных. Та действует до сих пор. Куракинская же, - разорённая, - до 2004
года ещё хотя бы держалась. По поверью, что «дом держится крышей». Экспедиция
следующего года обнаружила метровый провал свода главного зала, а это начало
полного разрушения, если не принять экстренных мер. Но для того, должен найтись
спонсор, как то случилось, например, в Зубрилове. Он, было, и нашёлся. Содействовать
восстановлению церкви пообещал на сходе
граждан владелец спиртзавода. Для начала намеревался выделить 200 тысяч рублей
(на окна хватило бы), да дело не заладилось. Работа спиртзавода была
остановлена санинспекцией за нарушение санитарных норм. А с остановкой
спиртзавода встало и дело духовного возрождения народа.
|