Юрий Чернышов
(Дополнено специально для Saratovgreen.ru сокращённый вариант - в газ. "Богатей" №15 от 23.09.2009)
Горестные экологические заметки выходного
дня
Открытие водного туристического сезона состоялось! В
минувшую субботу два экипажа на байдарках прошли участок речки Чардым,
именуемый как «от моста до моста». Этот почти тридцатикилометровый (с учётом
изгибов реки) маршрут выходного дня начинается у достопримечательности
Саратовской области – свидетельства высокого мастерства и совестливости, - автодорожного
моста у села Аряш, и завершается около станции Тарханы у другой достопримечательности,
также моста, и тоже свидетельства, но уже нашего, воровского времени и
воровских обычаев.
Нижний мост, - там, где
завершается маршрут, построенный неизвестно когда, но явно не сто лет назад,
уже пришёл в ветхость. И вплотную к нему, в самые последние годы, построили ещё
один мост. Говорят, по указанию губернатора Аяцкова. Здесь он ездил на свою
дачу в Чардым и, возможно, потому министр дорожного строительства Джлавян
принялся за благоустройство «государевой» дороги. Построить то мост построили, и
новое дорожное полотно отсыпали, но готовую насыпь полотна на мост не вывели.
Мост стоит отдельно, насыпь существует отдельно, да и асфальтом не покрытая. Остатки бетонных плит и
иной строительный мусор, в полном соответствии со строительными повадками,
вывалили на берега реки, да с тем и…сгинули. В таком неприглядном состоянии
находится всё это дорожное хозяйство и сейчас. И скребутся тяжелогруженые авто
по старой, так сказать, федеральной трассе, объезжая бесчисленные выбоины на
дороге, которую потому, видимо, никто не ремонтирует, что по документам давно
уже построена новая. Вот же она, – вновь построенная трасса, – пролегает
параллельно старой, видна даже на космических снимках, и срок ещё не вышел,
чтобы износился асфальт. Следы великого проваленного строительства присутствуют
и - через несколько километров - в виде эстакад около железнодорожного переезда
у посёлка Зоринский. И при этом все сметы закрыты, и сдана благополучная во
всех отношениях финансовая отчётность. Словом – средства освоены, и получены соответствующие
премиальные и даже построены на них не хилые халупы, а коттеджные сооружения
где-нибудь на вырубленных участках Кумысной поляны. Хотя кому-то следовало
сидеть в тюрьме за такое строительство. Впрочем, если даже и сидит, то никому
от этого не легче.
Но, как бы то ни было, шоссе обеспечивают
хорошие подъезды к реке, а у мостов есть спуски к ней. Это хорошо видно и на космических снимках. На фото точки завершения маршрута можно увидеть не только старый и новый мост, но и мусор ниже недостроенного нового моста, сброшенный в речку.
Поход этого года не самый
ранний, рекордно раннее время – конец марта. Но нынешняя весна выдалась
неуютной: вроде и солнце во всю светило, но дул холодный ветер, и отбивал охоту
выходить на воду. Проигрыш, правда, невелик. Один единственный завал встретился
в сотне метров от начала маршрута, да и то между ним и берегом оказался проход,
в который, при некоторой сноровке, вполне проходила байдарка.
Трубы, которые в двух местах
пересекают речку и при полной воде скрыты под водой, в середине апреля, когда
вода половодья сошла, повисли над рекой так, что ни под ними проплыть, ни над
ними протащить байдарки невозможно. Но берег в этом месте низкий, и хоть слегка
топкий, однако обнос злополучных труб проходит без особого труда.
Больше хлопот с мелями. Не в пример с периодом
конца марта их число в апреле весьма значительно. И сползти с них, упираясь
веслами в дно, удаётся не сразу, а то оказывается и вовсе невозможным. Это
самое неприятное – выходить в воду, облегчая тем самым судно, и проводить
байдарку в поводу до глубокого места. Проделывать эту водную процедуру в обуви
или босиком – значения не имеет. Вода – не теплее снега, который местами покрывает
крутой берег на значительном протяжении.
Тоже любопытная деталь: снег, вопреки логике,
лежит на солнечной стороне, на крутом берегу. Но это ложное ощущение. Это речка так петляет, что левый берег, в целом - северный, порой оказывается южным. Это хорошо видно на снимке. И иногда возникает иллюзия, что
плывёшь по какой-нибудь горной речке, у самых снежных вершин. Да и сам Чардым
местами тому весьма способствует.
Редко расширяясь до пары
десятков метров, он почти непрерывно петляет, делая развороты почти на 200 градусов
и сужаясь при этом до размера длины байдарки (около 5 метров). На таких
поворотах прижимы к берегам, поросшим кустами и камышом, весьма ощутимы. Так
что, не вписавшись в поворот, что при быстром течении не всегда просто, есть
шанс и «причесать» голову ветками, и застрять поперёк речки, упершись носом
байдарки в камыши одного берега и запутавшись в склонившемся кустарнике
другого. На подобных довольно протяжённых участках работать вёслами случается
как на трассе водного слалома, до ломоты в мышцах. Такие вот чудесные ощущения дает
возможность испытать, казалось бы, самый заурядный Чардым, который летом и
речкой то назвать язык не повернётся. Пожалуй, в это время речка даже
интереснее, чем в половодье.
Крутой левый, постоянно
подмываемый в половодье берег, радует удивительно живописными, напрашивающимися на
фотосъёмку видами размытых увалов, образующих утёсы, которые с воды кажутся
вздымающимися прямо к небу. Благодать!
Уже и сейчас, то там, то тут
у берега стоят машины, а на берегу у быстринок заседают приехавшие ни весть
откуда рыбаки с удочками. «Ловится?» - бросаешь иному на ходу. «Да, нет» -
следует обычно ответ. «А зачем сидите?» - «А хто его знает» - доносится вслед.
Эти берега летом, похоже, становятся свидетелями массового «культурного» времяпровождения.
О том напоминают повисшие то
там, то здесь на кустах как на новогодней елке «украшения», оставшиеся от этого
«культурного» отдыха – цветные полиэтиленовые пакеты, одноразовая посуда,
пластмассовые бутылки. Это то, что не доплыло до Волги. Да если бы только не
доплыло. Пластмасса не разлагается десятилетиями, если не больше. Не эстетично,
конечно, однако когда этот мусор валяется, да и только, то, казалось бы, и нет
других забот. Как бы не так! Мы убедились в том, какую громадную, без
преувеличения, опасность несут остатки «одноразовой» посуды и прочие
пластиковые достижения цивилизации, брошенные в траве и кустарнике «тёплыми» компаниями.
Ближе к завершению похода,
как только начались дачные участки, впереди показался дым, а скоро и пламя,
охватившее береговой кустарник, камыши, сухую траву и сухие деревья. По мере
нашего сплава огонь увеличивался, - пылали, оказывается оба берега. Мы плыли
как сквозь горящие джунгли. Огонь шёл и поверху, порой спускался почти до
берега. Иногда жар достигал и наших лиц.
Кое-где дым поднимался
густыми чёрными клубами – значит, горели или нефтепродукты, или старые автопокрышки.
Вскоре запершило в горле, но не только от дыма. Это уже не был просто дым – это
были продукты горения и разложения пластмасс. Среди них – диоксин, почти боевое
отравляющее вещество. Попасть в дым с диоксиновой начинкой без противогаза –
смертельно опасно.
Нас спасало петляние реки и порывы
ветра, заглядывавшие в речные петли. Он относил ядовитые клубы в сторону от нас
или нас от ядовитого дыма. И ведь такое при поджоге травы близ населённых
пунктов происходит повсеместно! Два людских безумия в состоянии потравить
население на приличном пространстве. Это - неспособность обрести элементарную
ответственность за брошенные «мины замедленного действия» – всю химическую
упаковка от съеденного и выпитого «на отдыхе», и огнепоклонство, это языческое
дикое стремление поджигать сухую траву. Учитывая рост и без того неимоверного
количества автомобилей, позволяющий всё большему числу людей выезжать на
природу, и соответственное увеличение при этом оставляемого мусора, можно
уверенно ожидать какого-нибудь массового отравления при очередном поджигании
травы продуктами горения пластмасс. Что с этим делать – неведомо. Людей,
похоже, не перевоспитать. Самое радикальное – запретить производство упаковок и
тары из синтетики. Или, более мягкая мера: поощрение производства упаковок и
одноразовой посуды из бумаги, картона и т.п. Ну, а в тот момент, чувства,
которое нам пришлось испытать, глотая диоксин, были не самыми человеколюбивыми,
а пожелания, которые мы мысленно и вслух посылали моторизованной части
саратовских «любителей» природы, - не самыми благозвучными.
Но всё хорошо, что хорошо
кончается. До дачных строений огонь не дошёл (а мог вполне, будь ветер в их
сторону), без врачебной помощи участники похода обошлись (а могло быть хуже –
запах пластмассовой вони пару дней держался в памяти), да и досада по дороге
домой переключилась на тот дорожный долгострой-недострой, который описан выше. И
тут-то начинаешь по–новому понимать многозначительные слова: «любовь к
отеческим гробам, любовь к родному пепелищу».
А в остальном, - как
говорится, - «прекрасная маркиза» – всё хорошо, всё хорошо! Водный сезон
открыт, да здравствует водный сезон!
А теперь – немного
наставлений. Это - для тех, кто, не обладая опытом водных путешествий,
соблазнится видимой лёгкостью подъезда к реке и однодневного похода по реке
Чардым. Тонкость в том, что для того, чтобы уложиться в один день засветло,
необходимо грести почти непрерывно 5 часов. После зимнего застоя это очень
большая нагрузка. Легче совершить двухдневный поход. Для этого надо заброситься
выше стодвухлетнего моста – к деревне Чернышёвка, а завершить поход ниже
«сдвоенного» моста. Ночёвку сделать после 4-х ходовых часов. В таком варианте
можно сделать вылазку на живописные увалы левого берега и сделать много
замечательных фото. Но двухдневный поход – эта иное качество похода. Это –
палатка, котлы, запас питания… В общем, решайте сами. Но, решившись на любой
вариант, – не пожалеете.
|